Летопись села ii Фотоальбомiiiiiiiii

Урок русского языка в 6 классе (2 ч.)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Словообразование»
Задачи урока:
       1. Закрепить знания о структуре слова, об основных способах образования слов в русском языке.
       2. Совершенствовать умения делать морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей образования, словообразовательный разбор.
       3. Формировать умение учитывать значение морфем при выборе из правильного написания.

1.Контрольные вопросы и задания по теме (см. учебник)

2.Рассказ «Любитель слов» (сборник-авт. Подгаецкая,стр.89)

3.Назовите все значимые части слова. Почему их называют значимые?
Докажите правильность мысли К.И. Чуковского «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
С этой целью образуйте от корня – лет - всевозможные приставочные образования. Запишите.

4.Какое количество значений и какие значения имеет приставка – за – в словах: заговорить, занести, закричать, забегать, заработать, запеть. Одни считают, что здесь 6 значений, другие – больше значений, чем слов. Кто прав? Сколько же здесь значений?
(Ответ: заговорить – наконец-то он заговорил, и он его совсем заговорил. Занести – занес ему книгу, занести в красную книгу. Забегать – забегать, заработать – станок заработал, он много заработал. Запеть – запели песню, песню совсем запели.

5.В каких словах суффиксы имеют одинаковое значение, какое?
Зенитчик,учительница,тигренок,чернильница,стульчик,ярославец,гусенок,ручонка,удалец. Какое общее значение объединяет суффиксы –ист -, -ант –в словах: Парашютист, тракторист, горнист, музыкант, комедиант, экскурсант, шахматист.

6.Рассказ «Слова – родственники».стр.91 – Подгаецкая.
Сколько корневых групп в словах: горе,гореть,пригореть,пригорок,горюшко,горный,горевать.гористый,горец, выгореть.

7.Определите корни в словах - придет -,прийти.
Ответ (в слове приду звук –и –относится к корню .А как же приставка? Ведь приставки -пр.-не бывает. Оказывается, в древности наши предки говорили прииду. А потом произошло стяжение 2 гласных в один.

8.Правописание гласных, проверяемых ударением.
Игра «Назови быстро»
Называю слово с безударной гласной (напр.конец) Нужно быстро назвать гласную корня и проверочное слово:

       Приб…жать                      упр…жь                      ур…внение
       Объед…нение               уд…вление                    н…рмальный
       З..лотой                       с..сновый                       н..бесный
      Разъ…снение               агр..ссивный               акад..мический
       Архит…ктура                  г..лодный                     выл..пить

9.Чередование гласных в корне (Занимательная грамматика,стр.63 –рос –раст,
стр.64 –гор –гар -)Придумать слова с корнем лож –лаг,кос – кас.
Приставки не повторять!

10. Окончание: Образуйте слова по схемам -----------ть, --------л,--------ет,-------ем.

11. Приставки –пре и при- (Пре –отрывок из книги Шкатовой)

У доски 1 ученик записывает слова с приставкой пре- и при- с неясным значением, которые надо запомнить. А класс выполняет задание: 1) Укажите, откуда взят текст. 2) Объясните значение приставок в указанных словах. Старшие братья стоят да над Иваном – царевичем смеются: «Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил? 1 ряд учащихся называет слова со значением близости, 2 ряд –неполное действие, 3 –ряд –со значением очень, 4 ряд –присоединение, приближение.

     СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

1.Вопрос№2 учебника, стр.76.
У доски 2 ученика упр.№185 ,а с классом игра «Замени одним словом»

              Человек, который любит труд                                                        трудолюбивый
              Машина, очищающая дороги от снега                                            снегоочиститель
              Ферма, на которой разводят птицу                                                 птицеферма
              Станок, обрабатывающий дерево                                                   деревообрабатывающий
              Слой земли, сквозь который не проникает вода                               водонепроницаемый
              Машина, дробящая камни                                                              камнедробилка
              Судно, приводимое в движение паровым двигателем                       пароход
              Человек, охотно принимающий гостей                                            гостеприимный
              Человек, любящий знания, стремящийся всё знать                          любознательный
              Человек, любящий жизнь, радующийся ею                                     жизнерадостный
              Средство, которое утоляет боль                                                     болеутоляющее

Наиболее продуктивные корни, являющиеся первой частью сложных слов:
Задание: записать наибольшее количество сложных слов с этими корнями
аэро - , вод(о), высок(о) един(о), зерн(о), кино косм(о), лес(о), мал(о), мног(о), нов(о), обще, одн(о), фото, тротив(о), радио. Вторая часть.
Сложных слов:
(электровоз, тепловоз, канатоходец, единодушный, добродушный, грушевидный, шарообразный).
Запишите наибольшее количество сложных слов обозначающих внешние, портретные черты человека (голубоглазый, широкоплечий, краснощекий и черты характера: высокомерный, легкомысленный, слабовольный, добросовестный, злопамятный).

Загадки- складки 1.Без разгона ввысь взлетает,                                               2. И на земле, и на снегу
                                 стрекозу напоминает                                                         я зверя выследить могу
                                 отправляется в полет                                                        по следу лапок и копыт
                             наш росийский...(самолет)                                                          на то ведь я и ….


3.Хоть заманчив он на вид,
но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен …


Какими сложными словами можно заменить иноязычные слова: ОРФОГРАФИЯ, АПАТИЯ, ГУМАННЫЙ, ЭГОИЗМ, ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ.

Различай!
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР.
--Чем интересны нам эти слова? Морфемный разбор: понавыписывал, спозаранку ,водянистость, телеграфирование, мясохладобойня.

Словообразовательный разбор

В каждой словообразовательной цепочке пропущено одно звено. Установите, где оно, вставьте нужное слово:
Вода—водный—водянистость. Юбилей—предъюбилейный .Мука—мучнистый—мучнистость.

ИТОГ: Что изучает словообразование?
Зачем нужно знать состав слова?
Как помогает он правильному написанию слов?

Задание на дом: упр.№187 стр.77.Попробуйте сами составить кроссворд. Для этого надо придумать 2 слова с непарным числом букв (3,5,7) и с одинаковой буквой посредине и расположить их крест – накрест в квадрате.

Оценки за урок.

2 часть сложных слов: ВОЗ, ХОД, ДУШ, ЛЮБ, ВИД, ОБРАЗ.

1часть сложных слов: АЭРО, КОСМО, ВОДО, ВЫСОКО, ЕДИНО, ЗЕРНО, КИНО, ФОТО, ПРОТИВО, РАДИО, МАЛО, ЛЕСО, МНОГО, НОВО, ОБЩЕ, ОДНО.





Предыдущая | Главная | Следующая


Хостинг от uCoz